Yodda - новости регионов России

Чтобы добиться успеха, надо упорно работать

1.02.2017, 20:05

Для нашего земляка Александра Сысоева новый год начался успешно. Учитель химии и биологии школы № 1 города Щёкино стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2017» в номинации «Молодые учителя».

Он стал лучшим из 300 коллег, подавших заявки на участие в конкурсе, и обошёл 16 конкурентов в финале. Мы встретились с Александром Андреевичем в его рабочем кабинете – классе химии в перерыве между уроками и побеседовали о принципах работы молодого педагога, его учениках и, конечно, прошедшем конкурсе. – Александр Андреевич, известно и подтверждено нынешними реалиями, что мужчины не стремятся работать в школе, даже если они успешно окончили педагогический университет. Как вы решились на такой шаг? – Всё началось, когда я учился в университете (Тульский государственный университет имени Л.Н. Толстого-авт.) и проходил практику в гимназии № 2 города Тула. Вспоминаю, что тогда я боялся не столько детей, сколько присутствовавших на уроке преподавателей. Но потом настолько погрузился в школьную атмосферу, что придя однажды домой, сказал маме: «А может быть всё-таки пойти работать в школу?»

– То есть становиться учителем вы не собирались? – Дело в том, что в педуниверситет я поступил на только открывшуюся тогда специальность «Химия окружающей среды и химические экспертизы». И хотя у меня в дипломе стоит специальность «Учитель химии», специализация иная. Мечталось, что стану химиком-экспертом и буду работать в наркоконтроле. Чтобы поступить в силовые структуры, пошёл служить в армию. Но по ряду причин с работой по желаемой изначально профессии не сложилось. – Когда же в вашей трудовой книжке появилась запись «учитель»? – Ещё когда учился на пятом курсе университета, меня пригласили два раза в неделю работать учителем химии в щёкинской школе № 9. Оттуда ушёл в армию. На выпускном балу у одиннадцатого класса я уже был с повесткой из военкомата. Здесь наш разговор прервали ученицы. Они принесли Алек- сандру Андреевичу фотографии. – Участвуем в муниципальном конкурсе «Самая красивая земля». Как куратор я собираю у ребят фотографии, а потом мы с классными руководителями отберём лучшие и отправим на суд жюри, — пояснил мой собеседник. – После службы быстро нашли новую работу? – Из армии вернулся с острым желанием работать именно учителем. Но вакансий не было. Поэтому довелось трудиться и в лаборатории, и в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, и в Региональном центре обработки информации Тульской области. Наконец, в школе № 1 города Щёкино появилась вакансия учителя химии. Незамедлительно позвонил и представился собеседнику на том конце провода: «Здравствуйте, я ваш будущий учитель химии». После минутной заминки мне ответили, что по этому вопросу нужно беседовать с директором и пообещали сообщить ей о моём звонке. Ещё тогда, впервые услышав голос Валентины Васильевны Лариной, которая перезвонила мне через пятнадцать минут, я  понял, что под её началом работать будет комфортно. При первой встрече она внимательно выслушала меня и показала кабинет химии. Увидев лабораторию, где было абсолютно всё  необходимое для занятий, я дал директору положительный ответ. Параллельно Валентина Васильевна предложила мне вести биологию. Конечно, были сомнения, особенно в отношении ведения этого предмета в старших классах, но, как говорится, гору осилит идущий. Работая второй год, продолжаю изучать биологию вместе с учениками. Вот и сегодня взял в библиотеке несколько брошюр, чтобы найти ответы на интересующие меня и учеников вопросы (показывает три книги по биологии — авт.). – Валентина Васильевна сказала, что вы и внеурочную деятельность ведёте? – Не так давно в школе была учреждена детская общественная организация «МиР», в рамках которой существуют несколько школьных объединений. Одно из них – «Экотоп», где мы с ребятами занимаемся химическими, биологическими, экологическими экспериментами, решаем задачи… В прошлом году из него «выросла» внеурочная деятельность «Занимательная химия» для 4-5 классов. Чтобы было понятно, какие химические опыты могут проводить младшие школьники, приведу пример. На прошлом занятии мы с учениками 4 класса проверяли опытным путём, какой сок, из продаваемых в магазинах города, самый качественный. Пятиклассники две недели готовили состав для выращивания кристаллов. (Александр Андреевич проводил нас в лабораторию и показал шкафчик, где «зреют» будущие кристаллы). К марту мы запланировали их выставку в «Школьном Арбате» (уголок в фойе первого этажа, где выставляются детские работы — авт.). Хочу заинтересовать учеников своим предметом задолго до того момента, когда они познакомятся с химией в рамках уроков. – Ваши ученики уже показали свои знания по предмету на выпускных экзаменах? – Да, в рамках ОГЭ в 9 классе 10 человек, выбравших химию как экзамен по выбору, сдали его на «пятёрки».  Но я уже предупредил ребят, что расслабляться не стоит, наоборот, чтобы и на выпускных экзаменах показать не худший результат, надо продолжать усердно работать. – Александр Андреевич, вы — молодой педагог. Как вам удаётся поддерживать дисциплину и добиваться хорошей успеваемости учеников? – С младшими школьниками, на мой взгляд, проще. Для них учитель всегда авторитет, человек, который знает ответы на все вопросы. Хотя на уроке, порой, с ними тратишь больше сил, чтобы разъяснить материал и добиться нужного результата. На занятиях с этими ребятами я обязательно использую компьютер и проектор для наглядности. А со старшими хорошо действует метод кнута и пряника. Выполнил задание верно? Молодец! Не сделал работу? Хорошей оценки не жди. Снисхождение могу проявить к ученикам среднего звена, но не к старшеклассникам. Прямо говорю: с 1 по 9 класс вы приходили в школу, так как каждый ребёнок имеет право на общее образование, а родители и учителя обязаны его обеспечить. Решили продолжить обучение в 10-11 классах? Будьте добры внимательно слушать учителя и получать знания, так как это нужно именно вам. – Возвращаясь к недавнему  конкурсу «Педагогический дебют-2017», какие эмоции  вы испытали, став победителем в одной из номинаций? – Начну с того, что когда я пришёл работать в школу, понял – чтобы добиться успеха, необходимо заработать себе имя. Как, на мой взгляд, в любой профессии. Не отношу себя к тем, кто считает, что получив диплом о высшем образовании, уже всё сделал и может почивать на лаврах. Пример для меня – мои родители, которые всю жизнь трудились на «Щёкиноазоте». Отец всегда говорил мне: «Сын, надо работать!». Когда пришёл в школу, меня вполне устроила и нагрузка, и зарплата, которая, кстати, оказалась выше, чем на любом из моих предыдущих мест работы. О конкурсе я и не думал, и не знал. О нём мне рассказала коллега Александра Игоревна Масленникова, ставшая призёром «Педагогического дебюта» в 2015 году. Посоветовавшись с администрацией школы, решили снова принять участие  в региональном этапе этого конкурса. Стоит отдать должное заместителю директора Татьяне Николаевне Щербаковой, которая помогала подготовить всю необходимую документацию. Да вся школа помогала: директор, завучи, учителя русского языка и другие коллеги. Когда поехал на очный этап, пообещал вернуться «со щитом или на щите». Меня подбадривали: «Прошёл в очный этап, уже молодец!», но я ставил перед собой максимально высокую планку. На финальное состязание в Венёв от школы приехала делегация, их поддержка была для меня очень важна. Стоя на сцене, ждал результатов. Всем участникам уже раздали грамоты финалистов. Остались призовые места и диплом победителя. Третье и второе места прошли мимо. Помню, как опустил голову и с замиранием сердца ждал решения жюри: пан или пропал? Когда услышал свои имя и фамилию, эмоции захлестнули. Но всё же в ответном слове смог собраться с мыслями и сказать то, что было на сердце: «Ехал на конкурс с желанием показать, что мы – учителя Щёкинского района – тоже можем хорошо работать!». Наряду с поздравлениями коллег, друзей, учеников особо ценными для меня стали слова отца. Когда вернулся домой после конкурса, он обнял меня и сказал: «Я горжусь тобой, сын. Наконец-то ты нашёл себя!». Эйфория, чувство невозможности осознать это, радость сменяли друг друга в первые после победы дни. А сегодня начались просто трудовые будни. Ученики на первых в этом году уроках спрашивали меня: «Александр Андреевич, ну, вот вы победили. И что дальше? Так и будете всю жизнь учителем химии?». Отвечаю, что загадывать не стану, но не исключаю такой возможности. Недавно Президент России Владимир Путин наградил учительницу, проработавшую в школе 56 лет. Разве это не хороший пример? Директор школы № 1 им. Б. Н. Емельянова Валентина Ларина: – Александр Андреевич – один из тех учителей, которые стремятся познавать новое, быть активными, повысить свой профессиональный уровень. Большой плюс в том, что он старается заинтересовать детей своим предметом и сам тщательно готовится к урокам. Из года в год администрация оказывает поддержку таким педагогам (независимо от их стажа работы) при подготовке к участию в конкурсах, что приносит положительные результаты. В 2015 году третье место в региональном этапе «Педагогического дебюта» заняла учитель иностранного языка Александра Масленникова, второй в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель здоровья» стала Наталья Баранова, лучшей в муниципальной составляющей национального проекта «Образование» была признана Светлана Бауманис. В 2016 году первое место в муниципальном конкурсе учителей ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) заняла Оксана Кеда. Думаю, что и в 2017 году победа Александра Сысоева будет не единственной в копилке нашей школы.

Наталья РАЗЗОРЁНОВА

Источник: gazeta-schekino.ru
© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@newsbomb.ru

Мнение редакции интернет сайта newsbomb.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования